Почему отцы в Азербайджане отказываются от сыновей?
Родители, отрекающиеся от собственных детей, аресты родных и близких тех, кто осмелился критиковать правительство — это, по мнению оппозиционных активистов, становится тревожной тенденцией в Азербайджане.
На прошлой неделе отец оппозиционера Расула Мурсалова, находящегося в политэмиграции в Голландии, обратился в администрацию президента Азербайджана и правоохранительные органы с заявлением об отказе от своего сына.
Это уже второе такое резонансное событие за текущие месяцы – до этого родственники публично отказались от Эмина Милли, главы оппозиционной медиаплатформы Meydan TV.
Правда, если, по мнению правозащитников, происходящее свидетельствует об ухудшении политического положения в стране, то представители властных структур считают это намеренной попыткой таким образом представить азербайджанское правительство неким монстром. В четверг, 10 сентября отец Расула Мурсалова, 60-летний Маариф Мурсаллы дал знать, что семья отказывается от Расула и не несет никакой ответственности за его политическую деятельность. «С сегодняшнего дня мы знать его не хотим и прекращаем с ним всяческие связи», — написал он на своей странице в Фейсбуке.
В интервью Азербайджанской службе Би-би-си отец активиста, проживающий в Загатальском районе, признался, что на этот шаг его подтолкнули беспрерывные беспокойства, причиняемые членам семьи и даже родственникам. «Несмотря на то, что он в Голландии, а мы здесь, нас и наших родственников представители госструктур просто замучили своими угрозами. Полицейские то и дело врывались к нам в дом, а бывало, и нас вызывали в полицейский участок», — рассказал он Би-би-си.
«Конечно, никто так просто не откажется от своего ребенка, от своего сына. Я вынужден был это сделать, чтобы от нас отстали», — добавил он. Отчаявшийся отец посетовал, что его сын покинул страну, а значит и обратной дороги на родину у него все равно уже нет, «так пусть не делают так, чтоб уехал и я сам». В письме об отказе Маариф Мурсаллы даже попросил, чтобы Расула лишили прописки, выписав его с домовой книги. К нему присоединились мать активиста, сестра, пятилетняя племянница, тетя и другие родственники.
30-летний Расул Мурсалов, в прошлом член Демократической партии, а затем активист Народного фронта 12 июля 2012 года был признан виновным в незаконном переходе азербайджано-грузинской границы и приговорен к полутора годам лишения свободы.
В январе 2014-го года, выйдя свободу, он продолжил оппозиционную деятельность, но вскоре был обвинен в государственной измене и мошенничестве. При этом уголовное дело по статье о госизмене было возбуждено после того как активист принял участие в Грузии во встрече с армянскими общественными деятелями. А дело о мошенничестве возникло из-за кредита, взятого им в одном из азербайджанских банков шесть лет назад.
Расулу Мурсалову удалось бежать в Голландию, где он и попросил политическое убежище.
Отец активиста убежден, что вырастил хорошего сына и достойного гражданина. «Его государство испортило, а не я, — говорит отец. — Я же не могу запретить ему писать или говорить, заклеив рот скотчем. А пишет и говорит он о том, что видит». Расул сейчас ведет блог.
После таких недвусмысленных заявлений Маариф Мурсаллы не уверен, что сам долго продержится на свободе.
Азербайджанской службе Би-би-си удалось поговорить и с самим Расулом Мурсаловым. Он рассказал, что получал много электронных писем, полных ненависти и угроз. Расул считает, что причиной отказа родственников от активистов является «страх, который правительство сеет среди людей».