Главу МАГАТЭ пустили на военный объект в Иране
Глава Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Юкия Амано посетил иранский военный объект Парчин.
Ранее инспекторы МАГАТЭ отмечали, что на военной базе Парчин ведутся строительные работы, вызывающие массу вопросов. Об этом же сообщала и разведка США. Разведки стран Запада уже давно подозревают, что на объекте Парчин проводились эксперименты по созданию ядерного оружия. Инспекторы МАГАТЭ уже несколько лет пытались получить доступ на этот объект, чтобы установить, проводились ли там эксперименты по обогащению урана в прошлом и проводятся ли они до сих пор.
Иран эти обвинения отвергает и настаивает, что его ядерная программа носит исключительно мирный характер.
Юкия Амато прибыл в Иран в воскресенье. Его визит западные дипломаты воспринимают как ключевое условие реализации недавно достигнутого соглашения с Ираном о его ядерной программе.
До этого международные инспекторы имели лишь очень ограниченный доступ на этот объект. В соответствии с соглашением инспекторы МАГАТЭ будут проводить постоянный мониторинг работ на иранских ядерных объектах, чтобы убедиться, что эти объекты не выпускают материалы, необходимые для производства ядерного оружия.
Иран согласился предоставить инспекторам доступ к любым объектам, которые они сочтут подозрительными. Представитель Организации по атомной энергии Ирана Бехруз Камалванди сообщил агентству ИРНА, что Юкия Амано посетил в воскресенье «спорные части» объекта Парчин. МАГАТЭ подтвердило эту информацию.
Опасения по поводу характера работ, проводимых на объекте Парчин, впервые возникли в 2004 году. В 2006 году МАГАТЭ заявило, что его инспекторы не обнаружили никакой необычной активности в тех помещениях, которые они посетили, и анализ взятых там проб не показал присутствия ядерных материалов.
Однако сомнения остались. В конце 2011 года МАГАТЭ заявило, что на этом объекте ведутся интенсивные строительные работы. В феврале 2012 года инспекторов не пустили на этот объект. Соглашение с Тегераном, достигнутое в июле, предполагает сокращение ядерной программы Ирана взамен на снятие международных санкций, от которых уже давно страдает иранская экономика.