Лауреат Премии Президента РА за вклад мирового значения в сферу ИТ за 2015 год, всемирно известный специалист по кибербезопасности, генеральный директор компании «Лаборатория Касперского» Евгений Касперский в эксклюзивном интервью Общественному радио Армении рассказал о секрете своего успеха.
-Какое значение для Вас имеет Премия Президента РА, ежегодно вручаемая выдающимся специалистам за вклад мирового значения в сферу ИТ?
-Для меня это было абсолютной неожиданностью, когда получил эту новость, я сильно удивился.
К сожалению, в последнее время вопросы кибербезопасности становятся все более острыми, находясь в фокусе не только компаний, занятых в киберпространстве. Этому все больше внимания уделяет государство. Об этом говорят на различных уровнях: встречах глав государств, экономических форумах. Но ситуация такова, что сегодня существование в киберпространстве все более и более опасно, а мы все сегодня находимся в этом пространстве. Поэтому я понимаю, за что я получаю премию Президента Армении.
-Как получилось, что Вы в свое время выбрали это сложное, и в то же время интересное направление? Какова история Вашего успеха и почему выбрали именно компьютерные антивирусы?
— Очень хороший вопрос(смеется). Две причины: мое любопытство и случайность. Все произошло в 1989 году, когда мой компьютер оказался заражен вирусом той эпохи. При этом о существовании компьютерных вирусов я знал до того, из специальной прессы, и был морально готов к встрече с вирусами. Но был сильно удивлен, когда обнаружил заражение на собственном компьютере благодаря уже существующей в то время антивирусной программе. Благодаря этой случайности мне стало любопытно, что это за вирус, какой у него алгоритм, какова компьютерная жизнь. Я разобрался с вирусом, потом мне стало любопытно прокрутить алгоритм в обратном направлении и попытаться вылечить файл. Я сделал это вручную и у меня это получилось. Потом появился второй компьютерный вирус, который оказался не в компьютере, а на дискете, которую мне передали. Вот так и пошло, благодаря случайности и любопытству.
— Когда и как была создана “Лаборатория Касперского”? В каких странах ведется деятельность компании и где представлены созданные Вами технологии?
-До 1997 года моя деятельность не была очень заметной, примерно как небольшой кооператив по разработке компьютерных антивирусных программ. В то время я работал в одной московской компьютерной компании и в том же году мы выделились как независимое предприятие и зарегистрировали свою компанию. В то время наша партнерская сеть была небольшой, в основном это были российские компании. Тогда российский рынок был очень маленький и были налажены связи с небольшими компаниями в Европе, США и Латинской Америке.
Время было очень тяжелое, наши доходы были минимальными. Мы выжили с большим трудом. В то время инвесторов в сфере ИТ в России не было. У нас было два варианта: либо победить, либо умереть. Мы победили, нам повезло. Мы вышли с нашим продуктом на западные и восточные рынки. Нас тогда никто не знал и мы начали лицензировать наши передовые технологии конкурирующим компаниям. Получаемые доходы реинвестировали в разработку продуктов, развитие партнерской сети, которая постепенно доросла до международного масштаба. В любой стране мира обязательно будет или наш офис, либо наши партнеры, работающие на местном рынке, ну, наверное, за исключением Антарктиды. Хотя наши пользователи и там есть. Иногда с большим любопытством прослеживаю статистику с каких доменных зон поступают запросы на апдейтирование. В первую очередь, это Китай, США, страны Западной Европы, Россия. Армения, как небольшая страна, в этом списке либо в середине, либо ниже. Огромное мое удивление было, когда я увидел доменную зону Антарктиды посредством нескольких компьютеров.
Наша деятельность не ограничивается разработкой технологий, продуктов. Мы активно работаем с образовательными учреждениями, правоохранительными органами в различных странах, помогаем и консультируем в расследовании преступлений. У нас накоплена значительная экспертиза в сфере кибербезопасности, которой мы с радостью делимся на некоммерческой основе. Мы хотим помогать, видим в этом свою миссию.
-Часто в прессе Вас называют “грозой компьютерной преступности”. Каким Вам видится введение интернет-паспортов для доступа во Всемирную паутину и не приведет ли это к тому, что все окажутся под колпаком?
-Об этом я говорил лет 10-15 назад и очень радикально. С тех пор я изменил свою точку зрения. Сейчас моя концепция по правильной организации сети заключается в следующем: вся информация в интернете должна быть разграничена на несколько зон с разными правами доступа, например, бесконтрольная публичная зона, средняя коммерческая зона (по возрастным ограничениям) и строго контролируемая зона, где затронуты государственные и иные интересы. Коротко: нужно разграничить зоны свободы и зоны контроля.
Для точной идентификации личности необходимо внедрение систем биометрической проверки. В то же время необходимо иметь гарантированную идентификацию запрашиваемого пользователем сервиса, чтобы заградить от угрозы хакерского вмешательства посредством поддельных веб-сайтов.
В этом аспекте биометрическую идентификацию могут изменить 3D-принтеры, которые могут подделать все, что угодно и поставить под угрозу действующие методы идентификации.
-Бытует мнение, что прогресс способен погубить человечество. Где та “красная черта”, которую мы не имеем права перейти?
-Технологическая эволюция человечества и связанные с этим возможные угрозы меня также пугают. Я не исключаю появления такой смертельно опасной игрушки. И это может быть не только железные технологии, вооружения, биологические, генетические исследования. Я не разделяю эту теорию, однако считаю вероятным развитие биотехнологий, создание новых полутехнологических -полубиологических существ. Каким будет это будущее — не знаю, хотя мне интересно.
-В каких направлениях развивается сотрудничество с Арменией и есть ли возможности расширения программ?
-Сейчас сотрудничество с Арменией имеет бизнес-направленность, одновременно с этим активно работаем с Национальным Политехническим университетом Армении в образовательном плане. В дальнейшем возможно расширение этого сотрудничества по направлению защиты индустриальных систем в плане повышения национальной безопасности.
–Вы уже в третий раз посещаете Армению. Что Вам не понравилось?
-В этот раз у меня нет времени куда-нибудь съездить, что-то новое посмотреть. В прошлый приезд все было гораздо интересно. На вертолете полетели до Татева, там было все так прекрасно! Потом долетели до озера Севан, в октябре я купался там, единственный пловец был. Быть на озере и не искупаться- не для меня. Хочется побывать здесь летом, побегать по горам, побывать в древних монастырях…
Я как любопытный человек интересуюсь многими вещами и когда приезжаю в новую страну, в первую очередь интересуюсь историей и природой, а в Армении с этим все интересно. Но, к сожалению, не хватает времени.
-Что изменилось в Вашей жизни когда Вы стали знамениты?
-Моя известность пришла не сразу, а кусочками, каплями, эволюционно, и большого сюрприза не было. Я стараюсь не светится на телеэкранах, больше радио, больше интернета. Поэтому, к счастью, меня узнают не часто и я могу ходить инкогнито по улицам, магазинам, в аэропорту. И я этим счастлив.
Беседу вела Ирина Айвазян