Политика

Мать солдата: «Он там был, он воевал, ему виднее»

Все чаще в эти дни можно встретить молодых парней, вернувшихся с фронта — сдержанных, серьезных, видавших ужасы войны, побывавших на грани жизни и смерти, скромных и скупых на слова. Чуть больше восьми месяцев прослужил Арам Арменакян, когда рано утром 27 сентября зазвучала сирена, оповестившая о войне, о которой он лишь слышал по рассказам и знал из фильмов. И тогда началась новая страница в его жизни – выживать и воевать под залпами и обстрелами врага. И побеждать.

 Студент 4 курса Ереванского медицинского колледжа Арам Арменакян, как и многие его сверстники, по достижении 18 лет был призван в Армию -15 января 20-го года. По жеребьевке попал в одну из частей на севере Арцаха, попросился в разведку и после коротких учебных сборов был зачислен в соответствующее подразделение.

Казалось бы, зачем будущему медику добровольно идти в разведчики. Все просто – отец и дядя — бывшие военные. Сам он занимался дзю-до, самбо и суджао – чемпион мира по этому виду боевого искусства. До начала боевых действий навыки разведчика применять не приходилось. Но утро 27-го сентября многое изменило в его жизни: грохот, взрывы, разрушения, тревога – и на позиции.

«В первый же день мы уже лицом к лицу встретились с врагом – с танками, с пехотой, с артиллерией. Они хотели дойти до наших постов. Взять их, и убить нас всех. Мы в них стреляли, взрывали их танки гранатометами. 

Араму уже 19, на лице только-только бородка появилась, со стороны кажется, что рядом ребенок. Но говорит трезво, спокойно – о жизни, о смерти, без всяких эмоций. С первых же часов боя что-то изменилось и в его психике.

«Когда ты думаешь, что через минуту все будет нормально, а через 15 минут твой друг умирает. Это было очень тяжело осознавать. А самое тяжелое – переносить их тела. Ты представляешь уже трупом себя».

 Очень сложно за короткий отпуск адаптироваться к мирной жизни в городе, после всего, что переживаешь на фронте. Помогает близкий друг по гражданке, Ваграм Барсегян. Познакомились 6 лет назад на тренировках по дзюдо. Студент первого курса медуниверситета, провожал Арама в армию, во время войны информацию о нем получал от других, сам не звонил – это было опасно для Арама, говорит Ваграм. 

“У меня много друзей в армии, я по-возможности посещал их, передавал, что им нужно”,- добавляет он.

 Больше всего Арама ждали дома – четыре сестры, отец, мать — преподаватель Ольга Юртаева.

 «Это первый отпуск Арама. Я очень рада возвращению сына с войны. В глубине души я очень надеялась на его возвращение, хотя с каждым днем все меньше и меньше были надежды. Больно, очень больно, что многие сыновья не вернулись и пали смертью храбрых. Спасибо всем воинам армянской и арцахской армии. Низкий им поклон, конечно, но за своего сына я очень рада».

 Беседа с Арамом снова переносит нас на передовую. Много мобилизованных погибло из-за непонимания современных методов войны. Командир роты говорил им, что и как надо делать, но они думали, что это игра какая-то. У них было огромное желание помочь – но порой все оборачивалось трагедией – они скапливались небольшими группами — становясь мишенью для врага,  говорит он.

«Танки, минометы, артиллерия. Пушки, смерч, град.  Квадрокоптер есть такой, они смотрели на наши посты. Если были скопления трех-четырех человек, они наносили удары–минометом или артиллерией».

О своих подвигах уже в качестве разведчика сержант Арам Арменакян не распространяется. Бывал в тылу противника, имеет военные трофеи, в том числе и документы вражеской армии. Награжден орденом боевого креста второй степени, если коротко — за умелое выполнение боевых заданий. Ранения на фронте, явление обычное. И Арама ранило там, вылечился, поправился…

Боевой задачей этой линии фронта было только отражение наступлений врага. Такие попытки противник предпринимал 6 раз, но все безуспешно.

 Сейчас же Арам не может понять, так и осталось для него загадкой — как и почему все это произошло —  девятого ноября, когда было подписано заявление о сдаче многих территорий. «Это было неожиданно. Да, это было очень больно. Столько людей погибло за эти земли».

Отпуск Арама Арменакяна скоро закончится, и он вернется на свои позиции в Арцах. Между тем, многие родители военнослужащих срочной службы не хотят, чтобы их сыновья продолжили службу в Арцахе. Как относится к этому мать Арама.

«Я считаюсь с мнением своего сына. А он хочет служить Арцаху. Мы, мама, нужны детям Арцаха, говорит Арам. Там погибли многие его друзья, за эту землю. За свободу Арцаха. И он все время говорит, я не могу предать их веру, их цели, их надежду. Я считаю, что мой сын знает больше, чем могу видеть я. Он там был, ему виднее.

Показать больше
Back to top button