В мире

Турецко-грузинский экономический скандал. Строительство Намахванской ГЭС под вопросом

Длившиеся в течение года в Грузии многотысячные демонстрации против строительства турецкой компанией Намахванской ГЭС получили неожиданный поворот. Пока правительство Грузии с помощью экспертного совета , созданного под давлением демонстраций, изучало вопросы поднятые протестующими , турецкая компания неожиданно расторгла договор о крупном инвестиционном проекте с правительством Грузии, преследуя цель обратиться в Международный арбитражный суд.

Турецкая компания «Энка» (ENKA Renewables) сообщила о расторжении соглашения заключенного в 2019 году с правительством Грузии о строительстве ГЭС стоимостью в 800 миллионов долларов в ущелье реки Риони в регионе Имерети Западной Грузии.

Компания объявила о своем решении через Стамбульскую фондовую биржу сразу после нью-йоркской встречи премьер-министра Грузии Ираклия Гарибашвили и президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Однако неясно, обратились ли главы двух стран к грузинскому проекту турецкой компании. Основной причиной отказа от строительства гидроэлектростанции турецкая компания ENKA считает нарушение условий договора и форс-мажорную ситуацию.

На фоне многотысячных демонстраций в Грузии против строительства ГЭС в течение года постепенно раскрывались негативные стороны данного договора для Грузии. Если в начале были опасения об уничтожении экосистемы реки Риони, активизации оползней, уничтожении сел, то в последние месяцы выяснилось, что ущелье Риони (значительная часть) по договору было передано турецкой компании сроком на 99 лет.

Акции протеста с лозунгами “хотят завладеть нашей землей и водой” , “нет туркам “ и другими подобными лозунгами получили антитурецкий характер. Духовенство Грузинской церкви также не сочло эксплуатацию стратегического объекта турецкой компанией гарантией энергетической независимости и присоединилось к протестам. Выступающие против строительства ГЭС-местные жители, активисты, экологи, считают уход турецкой стороны позитивным событием для страны, но также отмечают, что Грузии грозит миллионный штраф из-за того, что форс-мажорная ситуация сложилась не вследствие природных катастроф, а вследствие протестных митингов.

Организатор акций Варлам Голетиани говорит: “ Мы ждали, чтобы вновь перейти к активным действиям после выборов. В то время, когда мы блокировали въезд в ущелье представителей турецких компаний, они каждый день проводили съемки с дрона, вероятно, с целью обращения в Арбитражный суд. Однако и после заявления о расторжении договора мы продолжим оставаться здесь, пока турецкая сторона не выведет технику”.

Глава Ассоциации развития энергетики Грузии Георгий Абрамишвили отмечает: “Отмена строительства ГЭС — ни для кого не победа, кроме соседней России. Наша страна потеряет несколько сотен миллионов долларов в виде штрафа, мы потеряем нашего стратегического инвестора, продолжая зависеть от России”.

Правящая сила считает это плохим сигналом. Председатель “Грузинской мечты” Ираклий Кобахидзе отмечает: “Энергетическая независимость — наш главный приоритет. Это негативный сигнал для новых инвестиций. Однако правительство сделает все, чтобы энергетические инвестиции продолжались”.

Министерство экономики Грузии надеется путем переговоров спасти и вернуть договор. В заявлении ведомства отмечается, что это предварительное решение компании, а не окончательное расторжение договора. Обсуждения по вопросу, вероятно, начнутся после выборов в органы местного самоуправления 2 октября.

Top of Form

Показать больше
Back to top button