ГлавнаяЭкономика

Всемирный банк пересмотрел прогнозируемые темпы роста ВВП Армении на 2021 год

Опубликован отчет Всемирного банка о региональном развитии Европы и Центральной Азии (ЕЦА) (осень 2021 года). В результате более быстрого, чем ожидалось, восстановления экономического роста в Армении в первой половине 2021 года прогнозируемые темпы роста ВВП на 2021 год были переоценены до 6,1% по сравнению с прогнозом в 3,4% в апреле этого года.

По данным Всемирного банка, резкий подъем в первой половине этого года стимулировал экономическую активность в странах с формирующимся рынком и развивающихся странах региона Европы и Центральной Азии, и теперь прогнозируется, что в 2021 году региональная экономика вырастет на более высокие, чем ожидалось, 5,5 процента, говорится в последнем выпуске «Экономического обновления Всемирного банка для региона», опубликованном сегодня.

Подъем был в основном обусловлен сильным восстановлением экспорта в первой половине этого года на фоне оживления активности в еврозоне и резкого роста цен на сырьевые товары, а также укреплением внутреннего спроса благодаря вакцинации и пакетам мер поддержки. Однако рост экспорта может ослабевать из-за продолжающегося глобального и регионального распространения более заразных разновидностей COVID-19, что также ослабило восстановление внутреннего спроса в регионе.

В 2022 году прогнозируется, что региональный рост замедлится до 3,4%, поскольку внешний спрос и цены на сырьевые товары стабилизируются, глобальный рост достигнет плато, а стимулы пандемии будут ослаблены. Прогноз остается крайне неопределенным, учитывая продолжение пандемии, особенно в условиях неравного доступа к вакцинам и нерешительности. Восстановление экономики региона сопровождается быстрым ускорением инфляции и остается уязвимым для финансового стресса, который может быть спровоцирован резким ужесточением условий внешнего финансирования или резким ростом неопределенности в политике и геополитической напряженности.

«Пандемия продолжает определять экономические перспективы для Европы и Центральной Азии. Однако сейчас, когда в регионе растет число вакцинаций, политики могут сосредоточиться на обеспечении того, чтобы восстановление после пандемии было инклюзивным, устойчивым и стабильным. Обеспечение конкурентной деловой среды, способствующей развитию предпринимательства и динамизму частного сектора, важно для долгосрочного роста», — сказала Анна Бьерде, вице-президент Всемирного банка по Европе и Центральной Азии.

Специальный анализ «Конкуренция и восстановление фирм после КОВИД-19», проведенный на основе данных обследований предприятий Всемирного банка и опросов «Пульс бизнеса», показывает, что КОВИД-19 оказал глубокое и разнообразное воздействие на фирмы. В среднем в регионе наблюдалось значительное падение ежемесячных продаж и числа штатных сотрудников. К маю этого года каждая четвертая фирма ожидала, что в ближайшие шесть месяцев у нее возникнет задолженность по невыполненным обязательствам. Малые, молодые и женские предприятия еще не увидели улучшения продаж после первоначального падения.

Кризисы могут быть разрушительными для многих компаний, но часто они имеют и положительную сторону, перераспределяя ресурсы от менее продуктивных к более продуктивным фирмам. В Европе и Центральной Азии также есть свидетельства этого, особенно в странах с более конкурентными рынками. Действительно, фирмы с высокой докризисной производительностью труда пережили значительно меньшее падение продаж и занятости, чем фирмы с низкой докризисной производительностью труда. Более производительные фирмы также с большей вероятностью адаптировались к кризису, увеличив онлайн активность и удаленную работу.

«Роль конкуренции важна, поскольку она ассоциируется с динамизмом, стимулирует фирмы к инновациям, заставляет более эффективные фирмы приходить и расти, в то же время способствуя уходу менее эффективных», — сказала Асли Демиргуч-Кунт, главный экономист Всемирного банка по Европе и Центральной Азии. «В странах с более конкурентными рынками и более сильной политикой защиты конкуренции это перераспределение в пользу более производительных фирм было еще более значительным».

Многие правительства реализовали широкие программы политической поддержки, чтобы быстро справиться с первичными экономическими последствиями кризиса. Эти меры обеспечили немедленную помощь, которая защитила компании и работников от наихудших последствий. Хотя масштабы мер государственной поддержки сильно различались по странам, в среднем 50 процентов компаний сообщили о получении определенной государственной поддержки в связи с экономическими последствиями пандемии.

В целом, государственную поддержку чаще получали менее производительные фирмы, крупные фирмы чаще, чем мелкие, получали поддержку в виде отсрочек платежей и налоговых льгот, а меры поддержки предоставлялись фирмам независимо от уровня их докризисных инноваций.

По мере того, как экономика вступает в фазу экономического восстановления, для политиков всех стран будет важно как можно скорее отказаться от широких мер поддержки и сосредоточиться на создании конкурентной бизнес-среды, которая является залогом уверенного восстановления, устойчивости к будущим кризисам и устойчивого, долгосрочного экономического роста.

Большинство стран Европы и Центральной Азии могут улучшить как институциональные рамки, так и правоприменение законов для создания сильной конкурентной среды, включая политические реформы для укрепления несостоятельности и разрешения споров, облегчения входа для новых фирм и улучшения возможностей финансового сектора для предоставления кредитов деловому сектору.

Показать больше
Back to top button