Премьер-министр Армении Никол Пашинян, выступая в парламенте, пригласил две парламентские оппозиционные фракции на закрытую встречу для обсуждения арцахского вопроса в контексте кровопролитной войны осенью 2020 года.
«О том, что мы находимся на грани войны, я думаю, армянскому руководству сообщалось очень регулярно, например, особенно после неподписания Казанского документа в 2011 году. И после того, как я стал премьер-министром в 2018 году, регулярно появлялись сообщения о том, что есть информация о том, что Азербайджан готовится к войне. Серж Саргсян сказал с этой трибуны, что с этого момента мы должны ждать войны в любой момент», — сказал глава правительства.
Премьер-министр отметил, что хочет, чтобы люди различали две ситуации. «Первая ситуация такова: когда мы находимся в полноценном мире, и появляется информация, что война возможна. А когда возможна война, это очевидно и постоянно звучат заявления о том, что нагорно-карабахский конфликт будет разрешен военным путем, информация об этой войне становится чем-то вроде обычных новостей», — сказал премьер и подчеркнул важность фильтрации информации.
Он отметил, что практически каждый день появлялась информация о возможности войны. Однако институты фильтруют эту информацию и оценивают, насколько это возможно. «Я помню, что за два дня до 27 сентября было радиосообщение и предложение, которое в этом отношении казалось очень убедительным. Произошло это за день или два до начала войны. Но до этого постоянно поступала информация о том, что будет война», — сказал Пашинян.Коснувшись заявления оппозиции о снижении субъектности Арцаха, Пашинян сказал: «Я удивляюсь, что блок «Армения» говорит об этом. Извините, но это вы оставили Арцах вне переговоров в 1998 году, это международно зарегистрированный факт».
Обращаясь к словам оппозиции о том, что 72% территории Арцаха сейчас оккупировано, премьер заявил: «Извините, 72% этой территории были предметом торга во время вашего правления, и вы знали об этом. Почему вы не говорили об этом?»
Коснувшись обвинения в непрекращении войны, премьер-министр спросил, не знала ли оппозиция, что цена прекращения войны — согласие отдать все эти территории.
«Если вы сейчас говорите, что 72% Арцаха оккупировано, мы отдали эти земли, то ваша партия с 1998 по 2016 год вела переговоры о передаче 70% этих территорий. Вы ни разу не сделали заявления», — сказал Пашинян, отметив, что оппозиция задает вопросы, зная, что на них сложно ответить открыто.
Открытие коммуникаций в регионе должно основываться на логике безопасности и мира, заявил премьер-министр Армении.
«Я думаю, что когда речь идет о коридорах, то логика коридоров и коридорная риторика усугубляет противоречие, враждебность и атмосферу враждебности в регионе. Я думаю, что в пункте 9 заявления от 9 ноября 2020 года мы четко констатировали, что должны быть открыты все региональные экономические и транспортные коммуникации, и мы привержены этой логике.
Это означает, что когда-то существовавшие железные дороги должны быть открыты в определенном порядке, стали доступными для стран региона. Дороги, которые когда-то существовали, необходимо снова открывать в определенном порядке, сделать их доступными для стран региона. Я считаю, что это важная составляющая безопасности, потому что, когда начинают работать эти коммуникации и экономика, это создает определенную гарантию безопасности и мира. Мы считаем, что открытие коммуникаций, в частности, должно иметь эту логику, эту цель», — сказал Пашинян.
По его словам, цель состоит в том, чтобы две страны могли использовать пути связи друг друга для перевозки грузов, в том числе и для прямых перевозок. Другой вопрос, на каких этапах и по какому графику это будет происходить.
«В этом вопросе, кажется, есть согласие. Перед заявлением 11 января было много шума, но пока никаких оговорок по поводу текста этого заявления нет, это нормальный и конструктивный текст. Сейчас мы обсуждаем конкретные пути, по которым это должно происходить. Наша позиция такова, что маршруты должны, тем не менее, символизировать мир, а не конфликт», — сказал Пашинян.