ГлавнаяОбщество

Если хотя бы двоим армянам доведется встретиться в этом мире, они создадут новую Армению

Армянская диаспора считается одной из самых влиятельных в  странах Европы, США. Общая численность армян в мире составляет 10—12 млн, между тем население самой Армении составляет ок. 2,96 млн (начало 2021 года). А что мы знаем о нашей  диаспоре в Китае?

Армению и Китай когда –то связывал Великий Шелковый путь, однако с его утратой наши страны отдалились. Что мы сейчас  знаем о современном Китае, в частности, об армянской общине Китая.  Известно, что в начале 21 века количество проживающих в Китае армян значительно увеличилось, что связано как с проводимой Китаем экономической политикой, так и с неблагоприятными экономическими условиями в Армении. Наряду с развитием армяно-китайских экономических отношений, Китай, который до этого казался загадочным и далеким в армянской среде, постепенно становится известным армянам, проживающим в Армении.

В настоящее время число проживающих и работающих в Китае армян растет, благодаря чему немногочисленная армянская община Китая пополняется новыми членами.  Гарик Мкртчян был научным сотрудником Национальной академии наук Армении и преподавателем Ереванского государственного университета.  В силу обстоятельств несколько лет назад он вместе с семьей переехал в Китай. 

«Это временно. Мы не эмигрировали.Мы всего лишь выехали на заработки. Через  2- 3 года мы обязательно  вернёмся.   Вообще , армяно-китайские связи имеют многовековую историю. В новые  времена условия  совершенно уже иные. И в последние  десятилетия, особенно  начиная с  периода независимости, с Китаем армян связывают торгово-экономические и образовательные отношения».

По словам  Гарика Мкртчяна,  в Китае армяне в основном заняты преподавательской работой. Многочисленные граждане Армении  работают в качестве педагогов,обучают китайцев иностранным  языкам,танцам, вокалу.

«Когда ты приезжаешь в Китай , тебе кажется , что ты сможешь здесь все сделать, но на самом деле не все так просто. Прежде ты должен ознакомиться  с их культурой , бытом, ты должен суметь адаптироваться. В начале надо справиться с культурным шоком, есть такой  международный термин “culture shock”. С первых секунд ты с ним сталкиваешься. Но постепенно ты адаптируешься, привыкаешь. Китайские работодатели особо относятся к армянам, когда знакомиться с трудовой деятельностью, с профессиональными навыками, очень часто наши китайские друзья высказываются и говорят, что мы. армяне, выделяемся профессиональными знаниями, возможностями, смекалкой, с нами легко работать, потому что мы-  профессионалы и трудолюбивые, как и китайцы.

Армяне в Китае находят друг друга и поддерживают отношения в основном с помощью социальных сетей. В китайских  соцсетях есть армянские виртуальные страницы” Armenians”, “Чина Хай”.  И несмотря на то, что в Китае нет армянских школ и церквей, вокруг которых армяне традиционно сплачиваются, ассимиляция нам не грозит, говорит Гарик Мкртчян.

«Наши культуры настолько различны, что армяне никоим образом не могут смешаться  с китайцами.  Наш менталитет  настолько разный, что мы не можем превратиться со временем в китайцев».

Относительно большое количество армян сосредоточено в крупных городах Китая, таких как Шанхай, Пекин, Гуанчжоу, Шэньчжэнь и Нанкин, а также в Гонконге. Группа армян, проживающих в Шэньчжэне, во главе с армянином французского происхождения Миграном Папазяном создала социальную  «Китайско-армянскую» онлайн-платформу, которая стала первой и единственной инициативой такого рода по объединению проживающих в Китае армян. Создание китайско-армянской социальной сети заложило основу для развития китайско-армянской общины.

«Китайско-армянская община — это независимая, молодая структура, не имеющая ни религиозной, ни политической принадлежности», — говорит Мигран Папазян.  Мигран является также членом совета армянской общины Китая.

«Когда в 2006 году я стал жить в Китае, мы заметили, что здесь нет общины, организации, хотя начиная с 90-х годов в Китае появились приезжие армяне. И мы с друзьями, в начале вдвоем, потом впятером, и так по нарастающей начали объединять армян. Китай очень большая страна, часами добираешься  из города в город, иногда надо лететь на самолете, ехать поездом и т.д. Но мы ехали из города в город , чтобы вместе собраться  20 -30 армянами. Мы попытались сделать то же самое, о чем говорил Сароян, если хотя бы двоим армянам доведется встретиться в этом мире, они создадут новую Армению».

Несмотря на определенные трудности, большие расстояния, тем не менее армянская диаспора есть, она состоялась, сплотилась, армяне общаются и сотрудничают.

«Отсутствует стержень, т.е. нет армянской церкви, школы, нет таких структур, которые нас бы сплотили, т.е , мы объединяемся своими силами, по своему  желанию».    

Как рассказал Мигран Папазян,  государство разрешает физически собираться большими группами, но в соцсети ты не можешь открыть группу с количеством, превышающим 500 участников.

Китай является вторым торговым партнером Армении, но показатель  объема  внешней торговли Армении с данной  страной  имеет намного больший потенциал. Армения, имеющая планы на расширение экспорта, интересует своих торговых партнеров, в том числе и Китай,  как сырьевой поставщик. Но несколько лет назад, благодаря усилиям нашего соотечественника Саркиса Геворгяна, армянское пиво «Киликия» вышло на китайский рынок и удовлетворило китайского потребителя. Саркис акцентирует внимание на армяно-китайских торговых отношениях, заявляя, что их развитие чрезвычайно важно для нашей страны, в том числе и присутствие армянской продукции на китайском рынке. Для этого он также ожидает активности посольства Армении в Китае.

«Как экономиста меня очень заинтересовали экономические возможности и бизнес-среда Китая. Я  попытался перехать сюда и начать работать. Моей  целью  было заняться здесь бизнесом, что мне и удалось. Я с радостью должен отметить, что уже 4 года как мы заняты торговлей, владеем семейным бизнесом, из Китая экспортируем товары в различные страны , также импортируем в Китай армянскую продукцию, в частности, армянское пиво «Киликия» ».  

По словам  Саркиса Геворгяна, предоставленные Китаем возможности, в плане экономической политики, экономических реформ, бизнес-среды, не сравнимы с тем, что мы имеем в Армении.

«К сожалению, мы не можем сравнить Республику Армения,  поскольку и возможности страны, развитие, бюджет, просто не сравнимы. Я очень  хочу, чтобы когда-нибудь и наша страна достигла бы такой степени  развития и возможностей. Особенно хочу подчеркнуть, что в Китае бизнес-среда находится под опекой и контролем государства и бизнес здесь защищен».

Наши сегодняшние собеседники с благодарностью отмечают,  что сегодняшнее китайское правительство  хоть и для немногочисленной  группы граждан Армении, но выполняет огромную  работу, предоставляет условия и возможность жить, созидать и работать в стране, принося пользу и Китаю и Армении. Если армяне проявят волю, поставят цель и приложат максимум усилий , наша Армения тоже может стать такой же могущей страной как Китай. Ничего невозможного нет.

Показать больше
Back to top button