Аналитика

Геополитическая ситуация нашей страны предполагает понимание важности Ирана для Армении-эксперт

Геворг Мамиконян. Русская служба “Радиовестей”

После выхода США из иранской ядерной сделки, Вашингтон пытался всеми силами заставить Иран пойти на новые уступки в отношении своей ядерной и ракетной программы. Америка наложила на Тегеран жёсткие санкции, обострилась ситуация в Ормузском проливе. Почему ареной противостояния Вашингтона и его сателлитов с Тегераном стал этот пролив?

Эксперт по Ближнему Востоку, иранист Анна Геворгян в интервью ОРА заявила, что Персидский залив в целом и Ормузский пролив, откуда идет транспортировка четверти всей мировой нефти, являются особой зоной стратегических интересов Ирана, которую охраняет корпус стражей исламской революции. Что касается иранской ядерной программы, то, по словам эксперта, именно США еще при шахе помогли Тегерану начать этот проект.

После прихода к власти президента Дональда Трампа США в одностороннем порядке вышли из соглашения по ядерной программе Ирана, которую подписали Россия, США, Китай, Великобритания, Франция, Германия и Иран. Вашингтон обвинил Тегеран в том, что последний игнорирует положения соглашения, и ввел новые санкции против Ирана. Иранист Анна Геворгян в интервью ОРА сообщила, что ядерная эпопея Ирана началась еще до исламской революции.

“Ядерная программа в Иране началась при шахе и при поддержке США. Но после исламской революции она была приостановлена. В 2000-х годах стало известно, что в Иране реализуется тайная ядерная программа. Это вызвало беспокойство международных организаций и ряда стран, в том числе и Израиля, одного из соперников Ирана в регионе. Израиль опасается того, что Иран создает ядерное оружие.

Но недовольство администрации Трампа  в отношении Тегерана обусловлено не только ядерной программой, но и внешней политикой Ирана. Известно, что в ходе боевых действий в Сирии в борьбе с исламистами активную поддержку Башару Асаду оказывал Иран в лице корпуса стражей исламской революции, что также не приветствовалось со стороны США, говорит Анна Геворгян.

“Во внешней политике Ирана доминирует идея помощи союзникам в регионе: Сирии, Ливии и Ираку, где есть большие шиитские общины. Иран, вовлекаясь в конфликты США с этими странами, заявлял, что борется с ИГИЛ для того, чтобы эти террористы не оказались в Иране”, — отмечает она.

Напряжение между Ираном и США достигло апогея в Ормузском проливе. В ответ на задержание иранского танкера в Гибралтаре, корпус стражей исламской революции задержал несколько танкеров. Почему ареной противостояния стал именно этот пролив?

“Ормузский пролив — один из стратегических пунктов транспортировки нефти. Почти 60 процентов всех перевозок нефти осуществляется водным путем, и 1/5 часть этих перевозок осуществляется черед Ормузский пролив – это почти 17 миллионов баррелей в день. Еще президент Ирана Ахмадинеджад представил проект, по которому в случае санкций против Ирана, запрещающих ему экспортировать нефть по проливу, Тегеран вправе закрыть весь пролив. Позиция Ирана в том, что если он не может транспортировать свою нефть по этому проливу, то пролив будет закрыт для всех”,- говорит Геворгян.

Действия корпуса стражей исламской революции неоднократно подвергались критике со стороны Вашингтона. Еще в апреле Дональд Трамп сказал буквально следующее: “Сегодня я официально объявляю о намерении моей администрации внести Корпус стражей исламской революции (КСИР), в том числе его силы специального назначения «Аль-Кудс», в список иностранных террористических организаций».

Анна Геворгян отмечает, что это первый случай, когда часть вооруженных сил иностранного государства официально признают террористической группировкой.

 По ее словам, ситуация очень напряженная, потому что до этого не было случая, когда государственное подразделение было включено в список террористических организаций. Главнокомандующим является сам Хаменеи. И он тоже попадает в этот список.

То, что происходит вокруг Ирана, не может не беспокоить Армению, имеющую непосредственную границу с этой страной. Тем не менее, Геворгян отмечает, что в вопросе санкций против Ирана, отношение к Армении неоднозначное — принимается во внимание то, что экономические связи Еревана с внешним миром весьма ограничены.

“Та геополитическая ситуация, в которой находится наша страна, предполагает понимание других стран важности Ирана для Армении. На днях спикер парламента Армении был в США и заявил, что США не должны давить на Армению в контексте экономических санкций против Ирана”,- напоминает эксперт.

Показать больше
Back to top button