Аналитика

Коридор «Персидский Залив-Черное море» снизит стоимость грузоперевозок

Что сулит проект Армении? Мнения экспертов

Проект международного транспортного коридора “Персидский Залив-Черное море» близок уже к стадии подписания документов. По мере прояснения экономических ожиданий политологи начинают акцентировать внимание на политических аспектах проекта, одновременно рассматривая это как начало новых геополитических развитий.

Один из важнейших для региона возможных проектов обещает также повышение роли Армении в регионе и обеспечение нового транзита и снижение затрат. В то же время специалисты говорят о проблемах: есть серьезные вопросы с безопасностью границ, а некоторые участки коридора Север-Юг, который является основным транзитным маршрутом, пока не очень удобны для проезда грузовиков.

Соглашение по проекту коридора «Персидский Залив-Черное море» может быть подписано в ближайшее время, на следующей встрече стран-участниц в Софии. Реализация этого крупного проекта с геополитическими амбициями может проложить путь крупному транзитному маршруту из Индии в Восточную Европу, укрепив торговые связи между Азией и Европой, в том числе увеличив экономический и политический вес Армении в регионе.

Декан факультета регулирования экономики и международных экономических отношений АГЭУ Григор Назарян подчеркивает, что в настоящее время китайские товары прибывают в Европу примерно за 45 дней, в то время как в случае реализации коридора «Персидский залив- Чёрное море» срок будет сокращен примерно на 17 дней. Точных расчетов на данный момент нет, однако ясно, что коридор «Персидский Залив-Черное море» даст Армении возможность пользоваться и транзитными сборами.

“Если, конечно, мы не учтем и другие факторы, несмотря на то, что проходящий отрезок дороги может предусматривать дорожную и железнодорожную инфраструктуру, а также улучшение финансового состояния жителей близлежащих населенных пунктов,»- заявил экономист.

Основная цель программы — сократить дороги, ведущие из Китая в Европу, однако политологи называют это не экономической, а политической программой. По мнению эксперта по международным вопросам Вазгена Петросяна, «Персидский залив-Черное море» — это программа по изменению геополитической ситуации. По его словам, страны-участницы пытаются по новым маршрутам провести новые линии сотрудничества и влияния:“Это программа по изменению геополитической ситуации. Они пытаются провести какие-либо новые геополитические линии. США пытаются соединить Европу с Азией через НАТО и Турцию”.

Однако к проекту могут присоединиться и другие страны Персидского и Оманского залива, включая Индию, одну из крупнейших экономик Востока, что значительно расширит географию торгового коридора Азия-Европа. Эксперт считает, что это уже ослабит влияние Турции в регионе.

“По этой причине, то что происходит на Среднем Востоке, в Центральной Азии, последняя Арцахская война и события предыдущих дней, включающие в себя идею так называемого «Зангезурского коридора», которую турки и азербайджанцы усердно хотят создать, преследуют одну цель: усиление НАТО в этом регионе- Центральной Азии, Закавказье”- заявил политолог.

Иран инициировал данный проект еще в 2016 году. В апреле в Ереване для обсуждения проекта, в МИДе страны собрались представители Армении, Болгарии, Грузии, Греции и Ирана. Страны-участницы считают, что создание соответствующей инфраструктуры и упрощение перевозок вдоль Персидского залива к Черному морю будут привлекательными для более широкого круга стран, в частности тех, у кого есть морской выход к Персидскому заливу и Черному морю. Таким образом, Армения, в свою очередь, может стать одним из возможных связующих звеньев между иранскими портами Чабахар и Бендер-Аббас с Болгарией и Грецией, в первую очередь через строящуюся дорогу Север-Юг.

В беседе с Общественным оадио Армении эксперт по Ирану Гарик Мисакян подчеркивает, что в случае реализации коридора “Персидский Залив-Черное море» роль Армении будет усилена. Однако здесь он выделяет несколько проблем: во-первых, политико-пограничную, в частности, то, что дорога Татев-Агван, которая, вероятно, должна стать звеном общего проекта, для грузовиков еще не очень удобна, что может послужить препятствием.

“Вторая проблема — геополитическая и военная ситуация вокруг Сюникской области, когда Азербайджан создает серьезные препятствия военными и экспансионистскими действиями. Разговоры о «Зангезурском коридоре» замалчиваются, мы не знаем о каком статусе идет речь и вообще, что обсуждается. Крупные государства- Индия, Иран, если хотят провести свой транзитный путь через Сюник к Черному морю, то наличие любого коридора в значительной степени воспрепятствует данному процессу,”- отметил иранист.

Эксперт подчеркивает, что для Ирана в Сюникской области важна ясность и прочность армяно-иранской границы. По его словам, какое-либо изменение границ для Ирана неприемлемо. “Армения должна работать серьезными ресурсами практически со всеми игроками — Европой, Западом, Ираном, поскольку кажется, что никто не заинтересован в предоставлении через Сюник коридора, увеличивающем роль Азербайджана, однако не у всех есть такой большой инструментарий для вмешательства в проблему,”- сказал Мисакян.

Декан факультета регулирования экономики и международных экономических отношений АГЭУ Григор Назарян подчеркивает, что в данный момент для Армении важно как можно быстрее благоустроить свои инфраструктуры, в частности, участок Сисиан-Каджаран транспортного коридора «Север-Юг՝. В правительстве подсчитали, что если программа будет претворена в жизнь, то дорога, с севера на юг, протяженностью в 550 км будет сокращена на несколько часов. По некоторым подсчетам, закрытые границы на 20% повышают стоимость грузоперевозок в Армении, а этот мультимодальный проект, в прямом смысле предполагает сокращение затрат.

Показать больше
Back to top button